Природное

Земледелие

 

Как спланировать детский огородик?

Мама принесла с работы большой лист бумаги. Наконец-то! Зимой взрослые говорили между собой, что на даче обязательно должен быть детский уголок. А то ребенок – есть, а угла своего у него – нет! Все поужинали, и мама позвала Макоську к рабочему столу. Лицо у нее было сосредоточенным и каким-то немножко загадочным. Как у волшебника, который собрался творить маленький мир!

– Саша, неси сюда карандаши и ластик! Сегодня мы будем создавать твоё местечко на бумаге! – И они разложили лист на столе.

– Мама, а зачем сначала рисовать? Разве вы с бабушкой сажаете не просто так, сразу на грядке?

– Зимой мы с бабушкой обязательно рисуем такой же план на бумаге. Но на нем – весь наш большой огород. Тогда мы вспоминаем, чего мы в прошлом году посадили слишком много, а чего наоборот, мало.

А может, что-то новенького попробуем? А что-то больше не будем сажать?

Ещё важно посадить растения правильно. Всем ли хватит света?

Дружат ли растения-соседи между собой? Удобно ли будет нам ходить и собирать урожай? Красиво ли будет смотреться? – У бабушки есть целая толстая тетрадь, куда она записывает свои секреты-наблюдения.

Будешь у нее в гостях, спроси, она покажет.

– Наверное это очень сложно, нарисовать такой план?

– Да. Но знаешь, как интересно! Только сначала надо ответить на вопросы, понять, а что же мы все-таки хотим?

Мама рассказала, какие цветы смогут подружиться с Макоськой, у которого еще мало опыта. Из старых каталогов семян они вместе вырезали фотографии этих цветов.

– А теперь давай путешествовать во времени! – Мама написала в столбик названия месяцев в году.

Дорогой юный читатель! Давай будем придумывать твой огородик вместе! Для этого возьми чистый лист бумаги, или даже несколько. И заполни небольшую анкету. Если ты уже умеешь писать, то сам, а если нет, пусть тебе помогут старшие.

Анкета

– Что ты больше всего любишь делать на даче?

– А что для тебя – самая большая вкуснятина на даче? Поговори со взрослыми, можно ли сделать так, чтобы эта вкуснятина была – долго.

– У вас есть детская площадка на даче?

– А свой огородик?

– Какие цветы ты любишь? Поговори со взрослыми, какие цветы они знают, чтобы были не капризными и красивыми.

Для мамы и Макоськи оказалось ВАЖНЫМ, чтобы:
— было где играть;
— всегда было, что сорвать вкусного и съесть здесь же;
— было красиво, но было несложно ухаживать;
— были вкусно пахнущие цветы.

Что будет на нашем участке в марте?

– Ничего, холодно будет!

– Правильно. В марте мы сможем только выбрать место и нарисовать грядки на земле.

– Карандашом? Я знаю, наверное, мелом!

– Нет, мы выложим их на земле веревочками, или можно тонкой струйкой песка нарисовать. А вот дома уже в марте некоторые из наших растений надо уже посеять в горшочки.

– У меня будет своя рассада!?

– Конечно. А теперь давай дальше думать, что нам предстоит сделать в каждый месяц.

И мама с Макоськой написали такой план…

 

План работы на огородике

Март

1. Вырастить дома рассаду томатов, «анютиных глазок», земляники (с. 20), примулы.

2. Когда станет тепло, вместе с бабушкой выбрать место под будущий огородик, нарисовать на земле грядки будущей площадки.

3. В это же время устанавливается и заполняется песочница. Какого размера? Сколько надо песка? А вы спросите детей: песка много не бывает!

Апрель

1. Посадить, как на плане, куст черной смородины (а что выбрали вы, тоже смородину?).

2. В теплую погоду можно уже посеять, как на схеме (не рядами, а вразброс, – спроси бабушку!), салат листовой, эшшольцию, алиссум, горох, кресс-салат. Морковь «Нандрин» сеем, чередуя с редисом «Алешка» через одну в бороздку: семечко морковки, семечко редиса. Почему так?

После всходов редиса хорошо видно, где потом взойдет морковь, что очень упрощает прополку.

3. Высевается вразброс газон снаружи от площадки.

Май

1. Высаживаем многолетники: землянику (лучше взять мелкоплодную ремонтантную безусую), примулу (а что из цветущих рано весной выбрали вы?), нивяник (ромашка). Их можно купить рассадой, а можно выкопать в природе. На грядочках они раздобреют и станут пышными – не узнаешь!

2. Когда станет совсем тепло, высаживается рассада томатов. Сеем семена спаржевой фасоли, которые заранее проростили в баночке. Любуемся цветущей примулой, начинаем кушать редис и салаты. ХОТИТЕ – СЕКРЕТ? Если салат вырывать не весь кустик целиком, а съедать только нижние листья, то он долго остается пригодным для еды, не становится башенками с жесткими листьями – не стрелкуется.

Июнь

Кушаем салаты и редис. А в конце месяца, – какая вкуснятина! – первые ягодки ароматной земляники! Знаешь, что такое РЕМОНТАНТНАЯ? – это которая дает урожай все лето, без перерыва до самых заморозков! Её-то мы и посадили. Зацветает эшшольция, ароматный алиссум, «анютины глазки».Надо подстричь молоденький газон.

Июль

Зацветает солнечная эшшольция, ромашки. Начинаем собирать горох, морковь. Лакомимся черной смородиной, земляникой, первыми стручками спаржевой фасоли. Не забываем стричь газон.

Июль — Август

По мере созревания собираем томаты, морковь, фасоль, землянику, заканчиваем сбор гороха. Массовое цветение нивяника, эшшольции, «анютиных глазок». Стрижем газон.

Сентябрь

Цветут алиссум, «анютины глазки», эшшольция, возможно повторное цветение примулы. Последние ягоды земляники. Не забываем стричь газон.

После наступления устойчивых заморозков укрываем кусты земляники, примулы, нивянника ботвой с огорода.


На выходных мама и Макоська показали свой план бабушке Наташе. Она сказала, что идея хорошая и предложила пойти поискать, где расположить огородик? Место выбрали на солнышке, недалеко от окон кухни, чтобы можно было бабушке махать рукой почаще!

А потом все вместе они пошли гулять и кидались снежками из весеннего, такого липучего снега. Было так весело!

 

Давай оживлять землю!

– Бабушка, давай рассаду сажать!

– Рано еще, хороший мой, солнца нет для хорошей жизни растений. А вот землю приготовить – надо сейчас!

Они принесли с улицы землю, заготовленную с осени в мешке, оставили ее разморозиться. Назавтра бабушка достала какой-то желтый пакетик.

– Что это? – спросил Макоська.

– Отруби, а в этих отрубях сидят почвенные жители. Наши помощники. С ними рассада будет расти лучше и не заболеет. Поможешь их заселись в почву? Наши помощники – ЭМочки, помнишь таких?

Макоська зарыл руки в землю по локоть. Бабушка сказала, что земля суховата и добавила воды. Они мешали землю снизу вверх, и земля стала приятно влажной.

Потом бабушка всыпала отруби с микробиками, а Макоська все мешал, мешал, – не хотелось отрываться! Наконец, они сложили все в большой темный пакет, выжали оттуда воздух и поставили под шкаф. На 2 недели, как сказала бабушка.

Через неделю, на следующие выходные, Макоська втихаря залез в пакет, посмотреть, как поживает почва. Он увидел там тонкие-тонкие белые ниточки и напугался.

– Бабушка, что это?

– Это – грибки, они хорошие и сейчас они убирают из почвы болезни! Пусть доделают свою работу, давай уберем пакет на место.

А еще через неделю почва стала какой-то другой. Она была пушистой и как будто живой, пахла лесом! Макоська знал: рассаде такая точно понравится!

«Титя-витя!» – звонко дразнились синички за окном – наступала волшебная весна!

sinitsa-1

Подпишись на наш канал

Партнеры